Сейчас, когда страсти вокруг строительства мечети у Святого озера в районе Косино-Ухтомский немного улеглись, можно сделать сухой анализ: а что это было?
По моему мнению, отлично разыгранная предвыборная пиар партия, как в шахматах*.
1. Дерзкий дебют.
Для обострения игры в инфополе искусственно вбрасывается совершенно сюрреалистичная конфликтно-религиозная тема строительства рядом с православной святыней мусульманского духовного центра, который по размерам будет в 4 раза больше чем Храм Христа Спасителя и рассчитан на 60 тысяч верующих. В городе, где без чиха мэрии, ни одна мышь не проскочит. В жертву в гамбите приносятся интересы местных жителей и православной общественности.
На этой стадии игры выстраивается уязвимая защита из чиновников-пешек, которые на голубом глазу и, возможно, вполне искренне божатся, что ничего не знают о строительстве мечети на востоке Москвы. Но пешек не жалко.
2. Миттельшпиль - атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры.
В течение трех недель московские чиновники разного уровня, как партизаны на допросе, молчат и ситуацию не комментируют. Отсутствие какой-либо официальной информации становится питательной средой для слухов в районных пабликов. Растет градус напряженности, тревожности, агрессии. Появляется провокационный ролик о том, что какие-то люди закапывают голову свиньи на месте будущей стройки мечети, чтобы ее не допустить (хулиганов, кстати, полиция быстро находит). В соцсетях расцветает буйным цветом “дружба народов”, а уровень “религиозной терпимости” в адрес представителей двух ведущих конфессий России, православных и мусульман, просто зашкаливает своей толерантностью.
Градостроительный конфликт разрастается как снежный ком. Подключается телеканал “Спас”, православное движение “Сорок Сороков”, другие общественники, регулярные народные сходы по воскресеньям у церкви Успения Пресвятой Богородицы всё многочисленнее и многочисленнее. Тут не только местные жители, но и москвичи из других районов.
В эту историю включаются депутаты Мосгордумы, Госдумы, известные блоггеры, телеведущие, региональные политики. Ролики в поддержку строительства или против строительства мечети записывают даже военнослужащие, которые сейчас находятся в зоне СВО. Кстати, на этой стадии чувствуется, что ситуация, мягко говоря, выходит из-под контроля. Особенно, когда в игру включается такой Ферзь как Кадыров, который критикует тех, кто негативно высказывается о возведении мечети на востоке Москвы.
3. Эндшпиль - заключительная часть шахматной партии. Основой задачей является не поставить мат, а провести пешку в ферзи и таким образом добиться решающего материального преимущества.
На доске наконец появляется сильная фигура Собянина. Он красиво завершает игру, которая начала принимать нежелательные в репутационным плане издержки за полторы недели до Пасхи.
Мэр озвучивает “соломоново решение”, которое удовлетворит две стороны, неожиданно сошедшие в клинче в этом градостроительно-религиозном противостоянии. Мечеть построена будет, потому что мы уважаем мусульман, но рядом с церковью у Святого озера ей не самое лучше место, православных мы тоже уважаем, поэтому передвинем ее в Косино-Ухтомском на километр подальше - к МЦД. То что были планы на мегамечеть - это слухи, будет всего - 2,5 тыс.квадратных метров. Практически мини-мечеть.
Конфликт сглажен. Конфликт решен. Собянин - в образе “миротворца”, который учитывает интересы и мусульманского, и православного электората Москвы. В год выборов мэра это очень важно показать.
Очень жаль, что за несколько лет в столице полностью разрушен институт публичных общественных слушаний. Утеряна обратная связь власти с народом.
По сути, то что мы наблюдали в публичном информационном поле в последние 4-5 недель - это их жестко фрагментированный эрзац. А ведь можно было не доводить ситуацию до такой стадии общественного кипения.
_____
*рисунок Катерины Мартинович из газеты "Комсомольская правда", 2012 г., про конфликт вокруг стройки мечети в Митино https://www.kp.ru/daily/25953.4/2895064